Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Загрузка...
Узнай свой IP адрес
Яндекс.Метрика

 

Конструктивные особенности

5.7.1. Конструктивные особенности

 

Нумерация выводов колодки проводов разъема ЭБУ двигателя CD20 (вид сзади)
Рис. 3.43. Нумерация выводов колодки проводов разъема ЭБУ двигателя CD20 (вид сзади)

 

Размещение электронного блока управления двигателем под панелью приборов
Рис. 3.44. Размещение электронного блока управления двигателем под панелью приборов
 
В состав системы входят электронный блок управления (ЭБУ), реле пред- и послепускового подогрева двигателя и датчики, сигнализирующие о работе двигателя. Основными показателями для работы ЭБУ являются температура охлаждающей жидкости двигателя и частота вращения коленчатого вала. ЭБУ представляет собой микропроцессор типа Nissan A93-F09A15 6215 с цифровым программированием. Штепсельный разъем ЭБУ на 48 выводов имеет нумерацию с 1 по 40 и с 101 по 108 (рис. 3.43). ЭБУ расположен в салоне автомобиля под центральной частью панели приборов (рис 3.44). ЭБУ осуществляет управление кондиционером (при его наличии), поддерживает оптимальный угол опережения впрыска топлива и частоту вращения двигателя на холостом ходу.

 

Конструктивная схема системы управления двигателем CD20
Рис. 3.45. Конструктивная схема системы управления двигателем CD20: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — иммобилайзер; 3 — выключатель приборов и стартера; 4 — контрольная лампа предпускового подогрева двигателя; 5 — электронный блок системы управления двигателем; 6 — реле пред- и послепуского подогрева; 7 — свечи накаливания; 8 — датчик скорости движения автомобиля; 9 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 10 — электромагнитный клапан регулирования угла опережения впрыска топлива;
11 — педаль управления подачей топлива; 12 — датчик частоты вращения двигателя; 13 — ТНВД

 

Конструктивная схема системы управления двигателем (СУД) изображена на рис. 3.45. Назначение выводов разъема ЭБУ дано в табл. 3.14. Размещение агрегатов СУД приведено на рис. 3.46, электрическая схема — на вклейке в конце книги.
Для доступа к ЭБУ необходимо снять нижний воздуховод отопителя, затем воздуховод, подводящий воздух к полу кузова, затем крышку ЭБУ. Контрольная лампа включения предпускового подогрева оранжевого цвета расположена в комбинации приборов.
 
Таблица 3.14    Выводы штепсельного разъема ЭБУ
Номер вывода
Назначение
5
Включение контрольной лампы предпускового подогрева
8
Включение/ выключение кондиционера с помощью реле давления хладагента и реле питания кондиционера
9
Сигнал управления реле электровентилятора системы охлаждения двигателя на 1 -й скорости (на автомобилях с автоматической коробкой передач)
10
Окиал управления реле электровентилятора системы охлаждения двигателя на 2-й скорости (на автомобилях с автоматической коробкой передач)
15
Сигнал от датчика температуры охлаждающей жидкости
16
Сигнал от датчика движения автомобиля
17
Сигнал от датчика частоты вращения двигателя
23
«Масса» датчика температуры охлаждающей жидкости, датчика частоты вращения
25
«+» после установки ключа в замке выключателя приборов и стартера в положение «ON>
26
«Масса»
27
Сигнал на тахометр
28
«+*> стартера
30
Сигнал от датчика выключателя приборов и стартера о наличии ключа в замке
31
Сигнал о включении/ выключении кондиционера
36
«Масса» датчиков температуры охлаждающей жидкости и частоты вращения двигателя
37
«+»после установки ключа в замке выключателя приборов и стартера в положение «ON»
38
«+»от аккумуляторной батареи
39
«Масса»
101
«Масса»
105
«Масса»
106
Включение реле пред- и послепускового подогрева
108
Управление клапаном регулирования угла опережения впрыска топлива

 

Реле включения пред- и послепускового подогрева крепится к панели переднего левого крыла в моторном отсеке за аккумуляторной батареей. ЭБУ подключает на «массу» цепь управления реле через вывод «106» штепсельного разъема ЭБУ. По силовой цепи реле напряжение подается на свечи подогрева.
Предпусковой подогрев проводится в два этапа:
— в течение 3 с после установки ключа в замок выключателя приборов и стартера;
— продолжительностью от 3 до 20 с при температуре охлаждающей жидкости ниже 60° С после включения выключателя приборов и стартера в положение «ON»; при этом сигнальная лампа предпускового подогрева в комбинации приборов загорается в начале и гаснет в конце этого этапа подогрева.
Послепусковой подогрев начинается после пуска двигателя. Напряжение на свечи накаливания во время послепускового подогрева подается в течение от 20 с до 5 мин (не более), пока температура охлаждающей жидкости остается ниже 60° С.
Сопротивление обмотки управления реле 38 Ом. Свечи накаливания пальчикового типа, быстронагревающиеся. Сопротивление 0,65 Ом. Датчик наличия ключа в замке выключателя приборов и стартера встроен в замок выключателя приборов и стартера. После установки ключа в замок контакты датчика замыкаются и напряжение 12 В подается на вывод «30» колодки штепсельного разъема ЭБУ. Электронный блок управления включает реле пред- и послепускового подогрева.
Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен с правой стороны сзади головки блока цилиндров. Внутреннее сопротивление датчика уменьшается пропорционально повышению температуры охлаждающей жидкости. Информация, поступающая с этого датчика, используется ЭБУ, который устанавливает длительность периодов пред- и послепускового подогрева, величину угла опережения впрыска топлива и выдает разрешение на включение кондиционера и электровентиляторов системы охлаждения. Напряжение питания 5 В.
Электромагнитный клапан регулирования угла опережения впрыска топливаустановлен на ТНВД и управляется через вывод «108» разъема ЭБУ. Электронный блок управления изменяет угол опережения впрыска топлива в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и частоты вращения коленчатого вала двигателя. Напряжение питания 12 В.
Датчик частоты вращения двигателя установлен сбоку ТНВД напротив метки, закрепленной на валу ТНВД. Датчик выдает сигнал, прямо пропорциональный частоте вращения ТНВД, на вывод «17» колодки разъема ЭБУ. За один оборот вала ТНВД датчик посылает 37 импульсов. Сопротивление, измеренное между выводами «5» и «4» разъема ТНВД, 1,6 кОм.
Реле включения кондиционера находится в блоке реле, установленном на арке правого колеса в моторном отсеке. ЭБУ управляет включением компрессора кондиционера через указанное реле и реле давления в системе циркуляции хладагента кондиционера. Такой способ управления кондиционером через различные датчики позволяет ЭБУ вести контроль за тем, чтобы включение компрессора кондиционера не вызывало нарушения режима работы двигателя. В ПРОТИВНОМ случае ЭБУ не дает разрешения на включение компрессора, в особенности когда температура жидкости в системе охлаждения двигателя превышает 105° С. На холостом ходу, перед тем как выдать разрешение на включение компрессора, ЭБУ повышает частоту вращения коленчатого вала с помощью электромагнитного клапана до режима ускоренного холостого хода. Напряжение питания 12 В. Сопротивление управляющей обмотки реле 75 Ом.
Электромагнитный клапан ускоренного холостого хода установлен на щите передка около топливного фильтра. При включении кондиционера на холостом ходу двигателя ЭБУ посылает сигнал на реле, которое подает напряжение на электромагнитный клапан. Он открывает трубопровод разрежения от вакуумного насоса к вакуумному корректору подачи топлива. Вакуумный корректор повышает частоту вращения холостого хода до 800 мин—1. Напряжение питания 12 В.
Реле давления хладагента в системе климатической установки установлено на осушителе, расположенном с правой стороны в передней части моторного отсека. Реле подает информацию через вывод «8» штепсельного разъема ЭБУ. Напряжение питания 12 В.
Датчик скорости движения автомобиля индуктивного типа, состоит из генератора импульсов, встроенного в привод спидометра на картере коробки передач. Он вырабатывает сигнал прямоугольной формы амплитудой 5 В, частота которого изменяется пропорционально скорости движения автомобиля. Сигнал подается на ЭБУ через вывод «16» спидометра в комбинации приборов.

Проверка системы управления двигателем

Электронный блок управления постоянно запитывается от аккумуляторной батареи через вывод «38», защищенный предохранителем № 41 (7,5 А), находящимся в монтажном блоке моторного отсека. При включении выключателя приборов и стартера напряжение от аккумуляторной батареи поступает на выводы «25» и «37» разъема ЭБУ и вывод «7» электромагнитного клапана останова дизеля по цепи, защищенной плавким предохранителем № 25 (10 А), находящимся в монтажном блоке салона автомобиля. Кроме того, разрешающий сигнал от иммобилайзера через вывод «30» подключает на «массу» вывод «106» колодки разъема ЭБУ, что приводит к замыканию силовой цепи реле включения пред- и послепускового подогрева. При срабатывании указанного реле напряжение подается на свечи подогрева в течение времени, зависящего от температуры охлаждающей жидкости. Разрешение на пуск двигателя ЭБУ получает через вывод «28» по цепи, защищенной плавким предохранителем № 26 (7,5 А), находящимся в монтажном блоке салона автомобиля. На автомобилях с кондиционером при работе двигателя на холостом ходу вывод «8» колодки разъема ЭБУ подключается на «массу» по цепи, защищенной плавким предохранителем № 6 (7,5 А), питание подается на реле включения кондиционера. При срабатывании указанного реле включается компрессор кондиционера и напряжение поступает на электромагнитный клапан ускоренного холостого хода по цепи, защищенной плавким предохранителем № 30
(7,5 А). Проверки проводятся по указаниям табл. 3.15—3.17.

Таблица 3.15   Проверка цепей питания СУД двигателя CD20
Порядок подключения контрольного прибора к выводам
Условия проверки
Результат проверки, контрольные значения
Возможная неисправность
Вывод «38» разъема ЭБУ и «масса»
Выключатель приборов и стартера выключен
U=Uак. бат.
Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «38» разъема ЭБУ. Сгорел предохранитель № 41. Ненадежность соединений в монтажном блоке моторного отсека
Выводы «1» разъема реле включения предпускового подогрева и «масса»
То же
То же
Обрыв провода между выводом «1» реле предпускового подогрева и аккумуляторной батареей. Сгорел предохранитель № 41
Вывод «2» разъема реле включения предпускового   подогрева   и «масса»
»
»
Неисправно реле включения предпускового подогрева
Вывод «106» разъема ЭБУ и «масса»
»
»
Обрыв провода между выводом «2» разъема реле включения предпускового подогрева и выводом «106» разъема ЭБУ
Вывод «3» разъема реле включения предпускового   подогрева   и «масса»
»
»
Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «3» разъема реле включения предпускового подогрева. Сгорел предохранитель «а» в монтажном блоке моторного отсека. Ненадежность соединений в монтажном блоке моторного отсека
Вывод «1» разъема выключателя приборов и стартера и «масса»
»
»
Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «1» разъема выключателя приборов и стартера. Сгорел предохранитель «i» в монтажном блоке моторного отсека. Ненадежность соединений в монтажном блоке моторного отсека
Выводы «3» разъема реле включения электромагнитной    муфты компрессора кондиционера и «масса»
»
»
Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «3» разъема реле  включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера. Сгорел предохранитель № 30 в монтажном блоке моторного отсека. Сгорел предохранитель «д» в монтажном блоке моторного отсека. Ненадежность соединений в монтажном блоке моторного отсека
Вывод   «1»   разъема иммобилайзера       и «масса»
»
»
Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «1» разъема иммобилайзера. Сгорел предохранитель № 24 в монтажном блоке салона автомобиля. Ненадежность соединения проводов в монтажном блоке салона автомобиля
Вывод «2» и «3» разъема выключателя приборов и стартера и «масса»
Повернуть ключ в выключателе приборов и стартера в положение «АСС», затем в положение «ON»
»
Неисправен выключатель приборов и стартера
Выводы   «25»,    «37» разъема ЭБУ и «масса»
Повернуть ключ в выключателе приборов и стартера в положение «ON»
»
Обрыв провода между выключателем приборов и стартера и выводами «25», «37» разъема ЭБУ. Сгорел предохранитель № 25 в монтажном блоке салона автомобиля. Ненадежность соединения проводов в монтажном блоке салона автомобиля
Вывод «2» разъема иммобилайзера и «масса»
То же
»
Неисправен иммобилайзер
Вывод «30» разъема ЭБУ и «масса»
»
»
Обрыв провода между выводом «2» иммобилайзера и выводом «30» разъема ЭБУ
Вывод   «7»   разъема ТНВД и «масса»
»
»
Обрыв провода между выключателем приборов и стартера и электромагнитным клапаном останова дизеля. Сгорел предохранитель № 25 в монтажном блоке салона автомобиля. Ненадежность соединения проводов в монтажном блоке салона автомобиля
Вывод «5» разъема реле включения предпускового   подогрева   и «масса»
»
»
Неисправно реле включения предпускового подогрева
Провод питания свечей накаливания и «масса»
»
»
Обрыв провода, соединяющего вывод «5» реле предпускового подогрева и свечи накаливания
Разъем «106» ЭБУ и «масса»
Повернуть ключ в выключателе приборов и стартера в положение «ON»
U=0
Неисправен ЭБУ
Вывод «6» разъема выключателя приборов и стартера и «масса»
Повернуть ключ в выключателе приборов и стартера в положение «ST»
U=Uак. бат.
Неисправен выключатель приборов и стартера
Вывод «28» разъема ЭБУ и «масса»
То же
То же
Обрыв провода между выводом «28» разъема ЭБУ и выводом «5» разъема выключателя приборов и стартера. Сгорел предохранитель № 26 в монтажном блоке салона автомобиля. Ненадежность соединений проводов в монтажном блоке салона автомобиля
Вывод «1»разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера и «масса»
Двигатель работает на холостом ходу, кондиционер выключен
»
Обрыв провода между выключателем приборов и стартера и выводом «1»разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера. Сгорел предохранитель № 6 в монтажном блоке салона автомобиля. Ненадежность соединений проводов в монтажном блоке салона автомобиля
Вывод «2» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера и «масса»
То же
»
Неисправно реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера
Вывод «8» разъема ЭБУ и «масса»
»
»
Обрыв провода между реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера и ЭБУ. Неисправен датчик давления хладагента
Вывод «5» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера и «масса»
Двигатель работает на холостом ходу, кондиционер включен
»
Неисправно реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера
Вывод «1» разъема электромагнитного клапана ускоренного холостого хода и «масса»
То же
»
Обрыв провода между выводом «1» разъема электромагнитного клапана ускоренного холостого хода и выводом «5» реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера


Таблица 3.16   Проверка сопротивления датчиков и электромагнитных  клапанов СУД
Проверяемый элемент системы
Выводы или точки подключения прибора
Контрольные значения, результат проверки
Возможная неисправность
Датчик частоты вращения двигателя
Выводы «17», «23» и «36» разъема ЭБУ
R = 1,6 Ом
Неисправен датчик частоты вращения двигателя. Обрыв провода между выводом «4» разъема датчика и выводами «23», «36» разъема ЭБУ. Обрыв провода между выводом «5» разъема датчика и выводом «17» разъема ЭБУ
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Выводы «15», «23» и «36» разъема ЭБУ
Значение сопротивления при температуре: 11,5кОмпри 15° С; 5,6 кОм при 0° С; 3,7кОмпри 10° С; 1,2 кОм при 40° С
Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости. Обрыв провода между выводом «1» разъема датчика и выводом «13» разъема ЭБУ. Обрыв провода между выводом «2» разъема датчика и выводами «23» и «36» разъема ЭБУ
Электромагнитный клапан регулирования угла опережения впрыска топлива
Вывод «108» разъема ЭБУ и корпусом электромагнитного клапана
R = 0,5 Ом
Неисправен электромагнитный клапан регулирования угла опережения впрыска топлива. Ненадежность соединений в пучке проводов
Корпус электромагнитного клапана регулирования угла опережения впрыска топлива и «масса»
R =< 0,5 Ом
Ненадежность контакта в точке подключения «массы» клапана и ТНВД
Электромагнитный клапан ускоренного холостого хода
Выводы «1» и «2» разъема клапана
R = 39 Ом
Неисправен электромагнитный клапан ускоренного холостого хода
Вывод «2» разъема клапана
R =< 0,5 Ом
-
Датчик наличия ключа в замке выключателя приборов и стартера
Выводы «1» и «2» разъема датчика
Ключ не вставлен в замок - R = бесконечность. Ключ установлен в замок -R < 0,5 Ом
Неисправен датчик наличия ключа в замке выключателя приборов и стартера
Датчик скорости движения автомобиля
Выводы «1» и «2» разъема датчика
R = 250 Ом
Неисправен датчик скорости движения автомобиля
Точки подключения массы ЭБУ
Вывод «26», «39», «101» и «195» разъема ЭБУ и «масса»
R < 0,5 Ом
Обрыв провода между выводами «26», «39», «101» и «106» и «массой»

Таблица 3.17   Проверка цепей электропитания или прохождения сигналов датчиков и электромагнитных клапанов СУД
Проверяемый элемент системы
Выводы или точки подключения прибора
Контрольные значения, результат проверки
Возможная неисправность
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Выводы «15», «23» и «36» ЭБУ*
U = 5B
Неисправен ЭБУ
Датчик частоты вращения двигателя
Выводы «17», «23» и «36» ЭБУ**
Изменение напряжения от 0 до 5 В в зависимости от частоты вращения двигателя
Неисправен датчик частоты вращения двигателя
Датчик скорости движения автомобиля (при движении автомобиля)
Выводы «1» и «2» датчика**
Изменение напряжения от 0 до 5 В в зависимости от скорости движения автомобиля
Неисправен датчик скорости движения автомобиля
Электромагнитный клапан регулирования угла опережения впрыска топлива
Вывод «6» разъема ТНВД и «масса»***
U = 12 В
Неисправен ЭБУ
*При выключенном выключателе приборов и стартера.
** При работающем двигателе.
*** При работающем холодном двигателе.

Нумерация выводов колодки проводов разъема ЭБУ двигателя CD20 (вид сзади)
Рис. 3.43. Нумерация выводов колодки проводов разъема ЭБУ двигателя CD20 (вид сзади)
 
 
ПРИМЕЧАНИЕ к табл. 3.16
Проверки проводятся на выводах колодки проводов разъема ЭБУ (см. рис. 3.43), при этом штепсельный разъем должен быть отсоединен от ЭБУ. Во время измерений штепсельные разъемы проверяемых приборов не отсоединяются.

ПРИМЕЧАНИЕ к табл. 3.17
Проверки проводятся на выводах колодки проводов ЭБУ (см. рис. 3.43) при состыкованном штекерном разъеме. Для облегчения проверок необходимо использовать переходную колодку, подключаемую последовательно между ЭБУ и его штекерным разъемом.

     ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Чтобы при проверке и регулировке СУД не получить травм и не вывести из строя узлы системы, соблюдайте следующие правила:
— не допускайте работу двигателя, если зажимы проводов плохо закреплены на клеммах аккумуляторной батареи;
— не отсоединяйте провода от клемм аккумуляторной батареи на работающем двигателе;
— отключайте аккумуляторную батарею от бортовой сети при ее зарядке на автомобиле от постороннего источника тока;
— не запускайте двигатель с помощью постороннего источника напряжением более 12 В;
— не разъединяйте разъем ЭБУ при включенном зажигании;
— перед соединением штепсельных разъемов убедитесь в отсутствии повреждений и следов окисления на контактах вилочной и розеточной частей, а также в надежности соединения разъемов;
— удостоверьтесь в наличии резинового уплотнителя колодок и фиксирующей пружины;
— поврежденную пружину замените;
— перед проведением работ на автомобиле с применением электросварки, в том числе и точечной, разъедините разъем ЭБУ.
— снимите ЭБУ, если автомобиль будет подвергаться воздействию температур свыше
80° С (например, перед помещением свежевыкрашенного автомобиля в сушильную камеру);
— перед проверкой компрессии в цилиндрах разъедините штепсельный разъем (серого цвета на ТНВД) электромагнитного клапана останова дизеля;
— не проверяйте провода и их соединения контрольной лампой;
— не проверяйте «на искру» наличие напряжения в цепи;
— отсоедините аккумуляторную батарею перед измерением сопротивления элементов электрооборудования автомобиля;
Если автомобиль оборудован автомагнитолой с кодом, то перед отключением аккумуляторной батареи запомните код включения автомагнитолы.
При проверках запрещается присоединять наконечники удлинительных проводов контрольного прибора к выводам разъема. Необходимо сдвинуть защитный чехол колодки и присоединить наконечники со стороны входа проводов в колодку или использовать специальную клеммную колодку. В последнем случае маркировка выводов клеммной колодки должна соответствовать маркировке выводов разъема ЭБУ.


Предварительные проверки
Перед проверкой СУД выполните работы, описанные ниже, и устраните выявленные при этом неисправности:
— убедитесь в нормальной работе цепи пуска двигателя: аккумуляторной батареи, силовых проводов и стартера;
— убедитесь в наличии достаточного количества топлива соответствующего качества, в правильной установке топливного фильтра, а также в том, что фильтр не засорен;
— проверьте герметичность систем рециркуляции паров топлива и картерных газов, а также состояние шлангов системы (не должны быть пережаты);
— проверьте систему подвода воздуха: трубопроводы и прокладки должны быть герметичны, хомуты затянуты, фильтрующий элемент должен быть чистым; система рециркуляции отработавших газов должна быть исправна, трубопроводы герметичны;
— проверьте состояние цепи предпускового подогрева: целость и соответствие проводов рекомендуемым характеристикам;
— система питания двигателя топливом должна быть герметична, подтекания в штуцерах и трубопроводах не допустимы;
— убедитесь в герметичности системы выпуска отработавших газов; проверьте состояние и регулировку троса привода управления подачей топлива: ход от упора до упора и легкость перемещения; длину хода рычага управления подачей топлива в зависимости от положения педали;
— оцените техническое состояние двигателя
Система управления двигателем CD20

Опубликовать в социальных сетях