Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Загрузка...
Узнай свой IP адрес
Яндекс.Метрика

 

Снятие и установка крышки головки блока цилиндров

Отсоединение проводов высокого напряжения от свечей зажигания
Рис. 2.36. Отсоединение проводов высокого напряжения от свечей зажигания




Освобождение проводов от скоб крепления
Рис. 2.37. Освобождение проводов от скоб крепления

 

Отсоединение шланга сапуна с правой стороны
Рис. 2.38. Отсоединение шланга сапуна с правой стороны




Отсоединение шланга сапуна с левой стороны
Рис. 2.39. Отсоединение шланга сапуна с левой стороны

 

Порядок затяжки гаек крепления крышки головки блока цилиндров
Рис. 2.40. Порядок затяжки гаек крепления крышки головки блока цилиндров

 

Отсоедините провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи. Отсоедините провода высокого напряжения от свечей и освободите их от скоб крепления, расположенных на крышке головки блока цилиндров (рис. 2.36, 2.37). Снимите хомуты крепления и отсоедините шланги сапуна вентиляции картера на задней стороне крышки (рис. 2.38, 2.39). Ослабьте хомуты крепления и отсоедините шланг маслоотделителя от штуцера, расположенного на крышке, и шланг от штуцера в основании маслоотделителя. Выверните болты крепления и снимите маслоотделитель с передней части головки блока цилиндров. Выверните в последовательности, обратной указанной на рис. 2.40, и снимите гайки крепления крышки головки блока цилиндров вместе с шайбами. Снимите крышку.
Извлеките прокладку крышки и выньте уплотнительные кольца из гнезд для свечей зажигания и центральной шпильки на крышке головки блока цилиндров.

 

Нанесение герметика на полукруглые выемки головки блока цилиндров при установке крышки головки блока цилиндров
Рис. 2.41. Нанесение герметика на полукруглые выемки головки блока цилиндров при установке крышки головки блока цилиндров

 

Перед установкой тщательно очистите поверхности сопряжения головки блока цилиндров и крышки, удалите следы масла. Нанесите слой герметика на поверхность трех полукруглых выемок головки блока цилиндров (рис . 2.41). Установите резиновую прокладку в желобок крышки головки блока цилиндров, убедитесь в том, что она правильно уложена по всей длине. Установите четыре уплотнительных кольца в отверстия для проводов высокого напряжения и кольцо в отверстие центральной шпильки. При необходимости уплотнительные кольца можно закрепить в нужном положении с помощью герметика.
Нанесите слой герметика шириной примерно 1 см на прокладку крышки головки блока цилиндров по краям отверстий крышки подшипника с левой стороны распределительного вала выпускных клапанов. Осторожно установите крышку головки блока цилиндров на двигатель, следя за тем, чтобы не сдвинуть прокладку и уплотнительные кольца. Убедитесь в правильном положении крышки головки блока цилиндров, установите на шпильки резиновые кольца, шайбы и гайки.
После установки крышки головки блока цилиндров слегка затяните центральную гайку 1 (см. рис. 2.40) и четыре угловые гайки в следующей очередности: 10, 11, 13 и 8. Затем затяните все остальные гайки крепления заданным моментом. Выполните дальнейшие операции в порядке, обратном снятию.

Снятие и установка передней крышки привода механизма газораспределения

Снятие

Снятие кронштейна подвески силового агрегата с правой стороны
Рис. 2.42. Снятие кронштейна подвески силового агрегата с правой стороны

Снимите шкив коленчатого вала. Снимите масляный картер, маслоприемник и фильтр масляного насоса. Снимите насос гидроусилителя рулевого управления. Снимите шкив привода насоса охлаждающей жидкости. Снимите генератор. Установите домкрат с деревянной подкладкой для поддержки двигателя или с помощью талей подвесьте двигатель за скобы. Выверните стяжной болт подвески силового агрегата с правой стороны. Затем выверните болты и выньте кронштейн подвески в сборе из моторного отсека. Снимите резиновые подушки опоры с кронштейна подвески. Выверните болты крепления и снимите с двигателя правый кронштейн подвески силового агрегата (рис. 2.42). Выверните и снимите болты крепления крышки привода механизма газораспределения. Запомните или запишите правильнее положение каждого болта, особенно если болты разной длины. Снимите переднюю крышку привода с носка коленчатого вала и выньте ее из моторного отсека. Извлеките уплотнительное кольцо из канала смазки и замените его новым.
Снимите втулку привода масляного насоса с носка коленчатого вала. Если возможно, выньте шпонку из паза коленчатого вала и сохраните ее вместе с втулкой привода масляного насоса.

Установка
При установке замените манжету коленчатого вала. Для этого выньте старую манжету из крышки при помощи отвертки с плоским жалом. Установите новую манжету, запрессовав ее до упора в заплечик при помощи трубчатой оправки.

Нанесение герметика на поверхность крышки цепи привода распределительных валов
Рис. 2.43. Нанесение герметика на поверхность крышки цепи привода распределительных валов

Убедитесь в том, что поверхности сопряжения крышки привода механизма газораспределения и картера чистые и сухие. Установите шпонку в шпоночный паз коленчатого вала. Совместите шпоночный паз втулки привода масляного насоса и шпонку и наденьте втулку на носок коленчатого вала. Убедитесь в том, что установочные штифты картера находятся на месте, и установите новое уплотнительное кольцо в паз канала смазки. Нанесите тонкий слой герметика на сопрягаемые поверхности крышки привода механизма газораспределения и картера.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Не наносите герметик на поверхность крышки вблизи масляной магистрали и шпоночного паза (стрелка на рис. 2.43).

Если головка блока цилиндров не снималась, то следует нанести слой герметика на верхнюю поверхность крышки привода механизма газораспределения. Совместите ведущую шестерню масляного насоса и втулку привода и установите на место крышку привода механизма газораспределения. Надевая крышку на носок коленчатого вала, следите за тем, чтобы не повредить кромки манжеты.
Установите на место болты крепления крышки привода и затяните их заданным моментом. Установите три болта диаметром 6 мм крепления головки блока цилиндров к крышке привода механизма газораспределения и затяните их заданным моментом. Выполните дальнейшие сборочные операции в порядке, обратном снятию.

Снятие и установка цепи привода распределительных валов


Детали привода механизма газораспределения двигателя SR20DE
Рис. 2.14. Детали привода механизма газораспределения двигателя SR20DE: 1 — звездочка впускного распределительного вала; 2 — болт крепления верхней направляющей цепи; 3 — распределительные валы; 4 — верхняя направляющая цепи; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — блок цилиндров; 7 — звездочка выпускного распределительного вала; 8 — болт крепления звездочки распределительного вала; 9 — цепь привода распределительных валов; 10 — передняя направляющая цепи; 11 — звездочка коленчатого вала; 12 — болт крепления передней направляющей цепи; 13 — втулка привода масляного насоса; 14 — болт крепления крышки привода распределительных валов; 15 — шкив коленчатого вала; 16 — болт крепления шкива коленчатого вала; 17 — крышка привода распределительных валов; 18 — штифт-болт; 19 — прокладка; 20 — уплотнительное кольцо; 21 — натяжитель цепи; 22 — болт и гайка натяжителя цепи; 23 — башмак натяжителя

Устройство привода распределительных валов двигателя SR20DE показано на рис. 2.14.

Снятие
Для снятия установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. Снимите крышку головки блока цилиндров. Снимите крышку привода механизма газораспределения. Снимите масляный фильтр. Выверните крепежные болты и гайки и снимите натяжитель цепи привода с задней части головки блока цилиндров. Снимите с натяжителя уплотнительное кольцо и прокладку.

Снятие верхней направляющей цепи привода
Рис. 2.44. Снятие верхней направляющей цепи привода

Снятие башмака натяжителя
Рис. 2.45. Снятие башмака натяжителя

Снятие передней направляющей цепи привода
Рис. 2.46. Снятие передней направляющей цепи привода

Блокировка от вращения гаечным ключом распределительного вала
Рис. 2.47. Блокировка от вращения гаечным ключом распределительного вала
 
Выверните болты крепления и снимите верхнюю направляющую цепи привода с верхней части головки блока цилиндров (рис. 2.44). Выверните штифт-болт и снимите башмак натяжителя с картера двигателя (рис. 2.45). Выверните болты крепления и снимите переднюю направляющую цепи привода распределительных валов (
рис. 2.46). Выверните болты крепления звездочек распределительных валов, предварительно заблокировав от вращения распределительные валы с помощью гаечного ключа, установленного на лыски с правой стороны каждого распределительного вала (рис. 2.47). Выньте болты крепления звездочек вместе с шайбами. Снимите звездочки с концов распределительных валов. Снимите цепь привода распределительных валов со звездочек и выньте из блока цилиндров двигателя. При необходимости можно снять звездочку коленчатого вала.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Не поворачивайте коленчатый вал двигателя при снятой цепи привода распределительных валов.


Установка звездочки на коленчатый вал
Рис. 2.48. Установка звездочки на коленчатый вал

Осмотрите зубцы звездочек и распределительные валы. На них не должно быть следов износа и повреждений. Осмотрите звенья цепи привода: на роликах не должно быть следов износа или повреждений. Степень износа цепи определяется по наличию большого бокового зазора.

Маркировка цепи привода распределительных валов
Рис. 2.49. Маркировка цепи привода распределительных валов
 
 
Осмотрите направляющие цепи: на них не должно быть следов износа или забоин от ударов цепи. Перед установкой убедитесь в том, что коленчатый вал двигателя установился в положении, при котором поршень первого цилиндра находится в ВМТ такта сжатия, и установите шпонку в паз коленчатого вала. Шпоночный паз на коленчатом валу должен находиться в положении «12 часов». Наденьте звездочку на носок коленчатого вала (рис. 2.48). Цепь привода распределительных валов имеет три звена, отличающихся по цвету от остальных звеньев: одно звено надевается на звездочку коленчатого вала и два звена устанавливаются на звездочки распределительных валов (рис. 2.49).
На некоторых моделях двигателя звенья цепи, которые надеваются на звездочки распределительных валов, отличаются по цвету от звена, которое устанавливается на звездочку коленчатого вала.

Установка звена цепи, отличающегося по цвету от других звеньев, напротив метки на звездочке коленчатого вала
Рис. 2.50. Установка звена цепи, отличающегося по цвету от других звеньев, напротив метки на звездочке коленчатого вала

Расположите звенья, отличающиеся по цвету, с внешней стороны; наденьте цепь на звездочку коленчатого вала, устанавливая соответствующее звено против метки начальной регулировки механизма газораспределения, находящейся на звездочке (рис. 2.50). Поверните звездочки распределительных валов в положение, при котором метки начальной регулировки механизма газораспределения будут находиться снаружи.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Звездочки распределительных валов взаимозаменяемы.


Установка звена цепи, отличающегося по цвету от других звеньев, напротив метки на звездочке распределительного вала выпускных клапанов
Рис. 2.51. Установка звена цепи, отличающегося по цвету от других звеньев, напротив метки на звездочке распределительного вала выпускных клапанов

Установка звена цепи, отличающегося по цвету от других звеньев, напротив метки на звездочке распределительного вала впускных клапанов
Рис. 2.52. Установка звена цепи, отличающегося по цвету от других звеньев, напротив метки на звездочке распределительного вала впускных клапанов

Наденьте цепь на звездочки распределительных валов. Установите звенья цепи, отличающиеся по цвету, против меток начальной регулировки механизма газораспределения (рис. 2.51, 2.52). Установите штифты (если они снимались) в отверстия распределительных валов и расположите звездочки таким образом, чтобы их пазы совпадали с установочными штифтами. Убедитесь в том, что отличающиеся по цвету звенья цепи находятся напротив меток начальной регулировки механизма газораспределения, которые расположены на звездочках. В противном случае снимите цепь со звездочки и исправьте взаимное положение меток и отличающихся по цвету звеньев цепи.
После правильной установки меток вставьте болты с шайбами крепления звездочек распределительных валов и затяните болты заданным моментом, блокируя гаечным ключом распределительные валы от вращения. Установите переднюю направляющую цепи на картер и затяните болты крепления заданным моментом. Установите башмак натяжителя цепи и затяните штифт-болт заданным моментом.
Установите верхнюю направляющую цепи на верхнюю часть головки блока цилиндров и затяните болты крепления заданным моментом.

Натяжитель цепи
Рис. 2.53. Натяжитель цепи: 1 — рычаг ослабления давления плунжера натяжителя; 2 — сухарь блокировки стержня плунжера

Отожмите рычаг ослабления давления плунжера натяжителя, затем нажмите на плунжер так, чтобы он вошел в корпус (рис. 2.53). Удерживайте плунжер в нажатом положении для того, чтобы ввести в зацепление сухарь и стержень плунжера.

Установка натяжителя в сборе на головку блока цилиндров. Стрелка должна быть направлена в сторону от головки блока цилиндров
Рис. 2.54. Установка натяжителя в сборе на головку блока цилиндров. Стрелка должна быть направлена в сторону от головки блока цилиндров

Установите новую шайбу натяжителя и новое уплотнительное кольцо в канавку на корпусе натяжителя. Установите на место натяжитель. Следите за тем, чтобы стрелка была направлена в сторону от головки блока цилиндров (рис. 2.54). Установите гайки с шайбами крепления натяжителя и затяните заданным моментом. После затяжки гаек сухарь автоматически выходит из зацепления со стержнем и плунжер освобождается.
Выполните дальнейшие сборочные операции в порядке, обратном снятию.

 

Снятие головки блока цилиндров

Перед снятием головки блока цилиндров запишите и отметьте положение всех кронштейнов и прокладок шлангов, тросов и проводов для того, чтобы облегчить установку снятых деталей.
Ниже рассматривается снятие головки блока цилиндров без демонтажа впускного и выпускного коллекторов. В случае необходимости демонтажа впускного и выпускного коллекторов выполните данную операцию в первую очередь.
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. Слейте жидкость из системы охлаждения. Снимите распределительные валы. Снимите воздушный фильтр. Сбросьте давление в системе питания двигателя и отсоедините топливопровод и шланги слива от корпуса дроссельной заслонки или топливной магистрали. Заглушите все отверстия для того, чтобы избежать утечки топлива и попадания загрязнений в систему питания. Отсоедините трос привода управления подачей топлива. Разъедините электроразъемы дроссельной заслонки, впускного коллектора и вспомогательных приборов.
Отсоедините электрические провода от коллектора. Обеспечьте доступ к головке блока цилиндров. Отсоедините шланги от гидроусилителя, шланги системы охлаждения и все остальные шланги от коллектора и соответствующих клапанов. Снимите кронштейны крепления впускного коллектора. Отсоедините приемную трубу глушителя от выпускного коллектора.
На автомобилях с автоматической коробкой передач отсоедините трос принудительного включения пониженной передачи от корпуса узла дроссельной заслонки.

Болт диаметром 6 мм со стороны привода распределительных валов
Рис. 2.55. Болт диаметром 6 мм со стороны привода распределительных валов

Ослабьте хомут крепления и снимите патрубки системы охлаждения с задней части насоса охлаждающей жидкости. Отсоедините патрубки радиатора от передней части головки блока цилиндров; на моделях двигателей с распределенным впрыском топлива выпуска до 1993 г. снимите стартер. Выверните и снимите болт крепления патрубков системы охлаждения головки блока цилиндров к задней части блока цилиндров.

Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров
Рис. 2.56. Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров
 
Отсоедините электроразъемы распределителя, катушки зажигания и блока зажигания. Освободите жгуты проводов от хомутов крепления; отведите провода в сторону от головки блока цилиндров. Отсоедините провода соединения с «массой» от головки блока цилиндров и впускного коллектора. Выверните два болта и снимите кронштейн крепления генератора к головке блока цилиндров. Выверните болты диаметром 6 мм со стороны цепи привода распределительных валов головки блока цилиндров и один болт в передней части головки блока цилиндров (рис. 2.55). Выверните в последовательности, обратной показанной на рис. 2.56, десять основных болтов крепления головки блока цилиндров. Убедитесь в том, что все болты вращаются рукой, извлеките болты крепления головки блока цилиндров вместе с шайбами. Промаркируйте их для облегчения установки при сборке. Снимите головку блока цилиндров. Снимите прокладку с поверхности блока цилиндров. Если установочные штифты легко вынимаются, снимите их и храните вместе с головкой блока цилиндров. Пометьте краской правильное положение установочных штифтов в блоке цилиндров.

Проверка технического состояния и установка головки блока цилиндров

Завод-изготовитель рекомендует проводить измерение болтов крепления головки блока цилиндров, чтобы определить необходимость их замены. Измерять следует длину каждого болта (без учета шайбы) от основания головки до конца стержня. Если все болты короче 158,2 мм, их можно использовать повторно. Если есть болты, длина которых превышает 158,2 мм, то необходимо заменить все болты крепления головки блока цилиндров в комплекте. Поверхности сопряжения головки блока цилиндров с блоком цилиндров должны быть тщательно очищены перед установкой головки. Удалите при помощи деревянного или пластикового скребка остатки старой прокладки и нагар. Очистите днища поршней, принимая необходимые меры предосторожности, чтобы нагар не попал в каналы смазки и циркуляции охлаждающей жидкости.
Проверьте поверхности сопряжения блока цилиндров с головкой блока: на них не должно быть забоин, глубоких царапин и других повреждений. Если повреждения незначительные, то их можно устранить при помощи напильника. Если повреждения значительные, прошлифуйте сопрягающиеся поверхности на станке. Следует также проверить плоскостность поверхностей сопряжения с помощью линейки.
Перед установкой протрите чистой ветошью поверхности сопряжения головки блока цилиндров с блоком. Убедитесь в том, что два установочных штифта установлены по меткам в блок цилиндров. Установите новую прокладку на блок цилиндров. Установите вдвоем с помощником головку блока цилиндров в сборе на блок цилиндров по установочным штифтам. Нанесите тонкий слой чистого моторного масла на резьбовую часть болтов и под головки болтов крепления головки блока цилиндров. Наденьте на болты шайбы и установите болты в соответствующие отверстия. Заверните болты от руки.

Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров
Рис. 2.56. Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров

Затяните болты в последовательности, указанной на рис. 2.56, заданными в приложении моментами затяжки резьбовых соединений.
Рекомендуется использовать угломер при выполнении затяжки болтов. Закончив затяжку основных болтов крепления головки блока цилиндров, затянуть болты диаметром 6 мм на передней части головки блока цилиндров. Убедитесь в правильной укладке электропроводов, соедините разъемы распределителя, катушки зажигания и блока зажигания. Закрепите жгуты проводов хомутами и скобами. Соедините провода «массы» с головкой блока цилиндров и коллектором и затяните болты крепления.
На двигателях с распределенным впрыском топлива выпуска до 1993 г. установите болт крепления патрубка системы охлаждения на блок цилиндров и затяните его. Установите стартер. Соедините патрубки системы охлаждения со штуцерами и закрепите их при помощи хомутов. Присоедините и уложите на место все провода и шланги.
Проверьте провода, подходящие к впускному коллектору и агрегатам системы питания двигателя топливом. Установите кронштейны крепления впускного коллектора.
Подсоедините и закрепите трос управления подачей топлива. Подсоедините приемную трубу глушителя к выпускному коллектору. Установите воздушный фильтр и воздушный патрубок. На автомобилях с автоматической коробкой передач подсоедините и уложите трос принудительного включения пониженной передачи. Установите на место распределительные валы.

 

Снятие, проверка технического состояния и установка распределительных валов

Для снятия распределительных валов следует выполнить операции по снятию цепи и звездочек привода распределительных валов (см. выше).
Далее надлежит приступить к снятию крышек опор распределительных валов. Убедитесь в наличии меток на цепях привода и звездочках. При отсутствии таких меток установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия и нанесите краской метки для совмещения звена цепи и точки на звездочке. Для большой надежности можно каждую звездочку привязать проволокой к цепи.

Стрелка на крышке опоры распределительного вала
Рис. 2.57. Стрелка на крышке опоры распределительного вала

Промаркируйте крышки опор перед их снятием. Стрелка не крышке опоры должна быть повернута в сторону цепи привода распределительных валов (рис. 2.57).
На поверхности крышек опор вала впускных клапанов нанесена буква «I» (INLET).

Порядок затяжки болтов крепления опор распределительных валов
Рис. 2.58. Порядок затяжки болтов крепления опор распределительных валов

В последовательности, обратной показанной на рис. 2.58, ослабьте на один оборот болты крепления крышек распределительных валов, постепенно уменьшая этим давление пружин клапанов. Полностью выверните и выньте болты крепления. Пометьте каждый болт, так как они имеют разную длину.
Снимите маслоотражающий экран и маслопровод. Снимите крышки опор и выньте распределительные валы.
Проверьте состояние деталей. На поверхности контакта головки блока цилиндров с крышками опор не допускаются риски, задиры и пр.
Осмотрите распределительные валы. На кулачках не должно быть огранки, ступенчатого и неравномерного износа, следов перегрева (цвет побежалости) и прочих дефектов поверхности. Измерьте высоту кулачков и диаметр шеек валов. Измерьте радиальное биение распределительных валов, установив их на призмы.
Измерение зазора в опорах валов проводится с помощью специальной пластмассовой калиброванной проволоки, как это описано для определения зазоров в подшипниках коленчатого вала.
Результаты измерений сравните со значе-ниями, приведенными в основных технических данных.

Извлечение рычага клапана
Рис. 2.59. Извлечение рычага клапана

Извлечение гидротолкателей из головки блока цилиндров
Рис. 2.60. Извлечение гидротолкателей из головки блока цилиндров
 
При снятых распределительных валах желательно проверить техническое состояние гидравлических толкателей. Для этого снимите рычаг клапана с головки блока цилиндров (рис. 2.59) и выньте (не прибегая к помощи магнита) гидротолкатель из отверстия в головке блока цилиндров (рис. 2.60).
Уложите детали соответственно с их расположением в коробки (ячейки). Снимите шайбу и направляющую втулку со стержня клапана и положите их вместе со своим рычагом клапана. Повторите эти операции для всех рычагов клапанов, гидротолкателей, направляющих втулок и шайб.
Проверьте опорные поверхности рычагов клапанов, гидротолкателей, направляющих втулок и головки блока цилиндров; на них не должно быть следов износа и повреждений (задиров, царапин, забоин). Изношенные детали замените.
Перед установкой гидротолкателей проверьте величину износа шайб, устанавливаемых на торец клапанов. Для этого установите направляющую втулку на торец того клапана, с которого она была снята.

Установка индикатора часового типа на опорную поверхность направляющей втулки
Рис. 2.61. Установка индикатора часового типа на опорную поверхность направляющей втулки

Поворот индикатора и установка его головки на торец стержня клапана
Рис. 2.62. Поворот индикатора и установка его головки на торец стержня клапана
 
Закрепите индикатор часового типа на головке блока цилиндров и подведите его измерительный стержень к опорной поверхности направляющей втулки (рис. 2.61), т.е. в прорезь направляющей. Установите в этом положении шкалу индикатора на ноль. Поверните индикатор (приподняв измерительный стержень) так, чтобы измерительный стержень уперся в торец стержня соседнего клапана того же цилиндра (рис. 2.62). Следите за тем, чтобы опора индикатора при замере не сдвигалась. Вычислите разницу высот между торцом стержня клапана и опорной поверхностью направляющей втулки и запишите результат. Верните индикатор в начальное положение и установите измерительный стержень на опорную поверхность направляющей втулки. Стрелка индикатора должна показать ноль.
Выполните измерения для каждой пары впускных и выпускных клапанов каждого цилиндра и запишите результаты. На основании результатов указанных измерений подберите шайбы нужной толщины для каждой пары клапанов. Допуск на толщину шайбы составляет ±0,025 мм. Шайбы выпускают толщиной от 2,800 до 3,200 мм с интервалом 0,025 мм. Размер указывается на обратной стороне шайбы (так, «2875» обозначает, что толщина шайбы 2,875 мм). Для измерения толщины снятой шайбы и определения ее износа можно пользоваться микрометром.

Установка шайб и направляющих втулок на клапаны
Рис. 2.63. Установка шайб и направляющих втулок на клапаны

Наденьте шайбы на клапаны (рис. 2.63). Следите за тем, чтобы маркированные стороны шайб были повернуты вниз.
Перед установкой гидротолкателей следует проверить их на наличие воздуха в полости. Установите гидротолкатель вертикально и нажмите на него. Перемещение плунжера на величину более 1 мм означает наличие воздуха в гидротолкателе. В этом случае, а также при установке нового гидротолкателя необходимо его прокачать.

Прокачка гидротолкателя
Рис. 2.64. Прокачка гидротолкателя: 1 — шарик клапана; 2 — стержень; 3 — плунжер

Вставьте в отверстие плунжера гидротолкателя металлический стержень подходящего диаметра. Поместите гидротолкатель в вертикальном положении в сосуд, наполненный чистым моторным маслом (рис. 2.64). Нажав на стержень, утопите шарик клапана, после чего медленно несколько раз нажмите на плунжер до прекращения выхода пузырьков воздуха. Повторите эту операцию несколько раз и убедитесь в отсутствии воздуха в гидротолкателе. Установите гидротолкатели в отверстия в головке блока цилиндров. Установите шайбы и направляющие втулки на клапаны. Установите рычаги клапанов.

Установка распределительных валов в головку блока цилиндров. Стрелками показаны установочные штифты
Рис. 2.65. Установка распределительных валов в головку блока цилиндров. Стрелками показаны установочные штифты

Нанесение герметика на крышку опоры распределительного вала выпускных клапанов (заштрихованная область)
Рис. 2.66. Нанесение герметика на крышку опоры распределительного вала выпускных клапанов (заштрихованная область)
Головка блока цилиндров двигателя SR20DE

Опубликовать в социальных сетях